March 05, 2021

Остракизм, cancel culture и свежие инкарнации старых обычаев.

Остракизм (от древнегреческого «черепок») — это народное голосование с помощью глиняных черепков (остраконов), которое проходило в Древних Афинах. По его итогам определяли человека, наиболее опасного для государственного строя, и изгоняли его на 10 лет. В те суровые времена изгнание было близко к смерти, а в социальном плане практически ей равнялось.

Интересно, что остракизм не был связан с обвинениями в каком-либо преступлении, не влёк за собой потерю гражданского статуса или конфискацию имущества, и вообще считался профилактикой — против возможных восстаний. Естественно, со временем такой способ стал оружием политической борьбы, чтобы выдавить неудобных за пределы города-нации.

В современном мире остракизм встречается во многих культурах, включая западную. В политологии термин используют при описании изгнания из страны выдающихся личностей, которые своим авторитетом и влиянием подрывают существующий государственный строй. В более широком смысле остракизмом называют изгнание из коллектива незаурядных людей в своем отечестве.

Учентые, проводя множественные МРТ, отметили, что у подвергшихся социальному остракизму происходит активация тех участков поясной коры головного мозга, которые являются индикаторами физической боли. Ученые полагают, что отвержение близко к ощущению смерти, потому что на проятжении тысяч лет «выгнать из общины» было практически равносильно смерти.

Пожалуй, неслучайно сейчас набирает обороты «культура отмены» (cancel culture), под которую попадают многие знаменитые и неординарные личности. Прекращение поддержки человека или группы людей в соцсетях, онлайн-среде, профессиональных сообществах — часто вынужденный шаг, потому что не согласиться с большинством в каком-то остракическом вопросе о гражданине Х равноценно подвергуться отмене самому.

Еще чуть больше мыслей о cancel culture и выводов в лонгриде из моей рассылки с эксклюзивами.

Остракизм, cancel culture и свежие инкарнации старых обычаев

Как «культура отмены» из архаической истории превратилась в современное помешательство. И что с ней делать.