October 03, 2021

Юнг

В 1913-м году, после семи продуктивных лет сотрудничества Карл Густав Юнг окончательно разосрался со своим самым ярким соратником, наставником и друганом Зигмундом Фрейдом.

(Говорят, Фрейд отпускал много шуток про маму Юнга, но это неточно).

Разрыв был необычайно болезненным: двое были не просто близки. Фрейд какое-то время утверждал, что Юнг — его «приемный сын» и главная надежда психоанализа.

После отречения патриаха Юнг оставил свою карьеру в психотерапии, ушел в ретрит и свалился в глубокую экзистенциальную тоску, периодически переходящую в психоз и кретивную экзальтацию.

В процессе Юнг делал много рисунков и заметок. Его посещали видения, фантазии, образы и прочая дичь, которую он старательно выписывал и зарисовывал. Причем, как говорится, делал это «безоценочно»: пришло — описал, ушло — ну и черт с ним, осмысю позже.

В 1917-м Юнг вышел из периода «креативного безумия» и вернулся к работе.

Впереди было много всего важного: придумать и описать коллективное бессознательное, объяснить, что архетипы определяют человека чуть больше, чем тот готов признать или даже поверить, изучить природу сновидений, придумать основу для (до сих пор) самого популярнного психологического теста MBTI, а также создать одну из самых мощных школ в психологии 20го века с сотнями ярких последователей.

Однако Юнг не забыл о зарисовках из своего самого лютого периода.

К 1930-му году он тихо и непублично закончил работать над каллиграфически точной Liber Novus — «Красной книгой», которая от первого лица описывает хроники его психоза и те необъяснимые процессы и видения, которые привели его к своей теории понимания человеческой психики.

При жизни «Красную книгу» Юнг никому особо не показывал, и даже на 30 лет отложил ее в стол. Уже перед смертью он дописал на последней странице эпилог в одно предложение: «Конечно, поверхностному читателю покажется, что это всё — чистое безумие».

Наследники отнеслись к книге так же лично и интимно, как сам Карл Густав: ее никогда не публиковали и никого, даже исследователей, к ней не допускали.

Она так бы и лежала в подземном хранилище швейцарского банка в Женеве, но в 2000-м случилось неожиданное: после долгих увещеваний издателей и юнгонавтов семья психолога согласилась опубликовать книгу.

На подготовку ушло без малого десять лет. Когда в 2009-м книга весом 4 кг поступила в продажу, все экземпляры смели с прилавков, несмотря на нескромную цену. Юнг, конечно, ворочался в гробу, но поскольку он вообще любил движ, я думаю, ему понравилось.

Мораль истории? Записывайте, когда безумничаете, слышите [внутренние?] голоса или просто рефлексируете. Кто знает, как оно может повернуться лет через сто.

#арехтипы

The Red Book

When Carl Jung embarked on an extended self-exploration he called it his “confrontation with the unconscious,” the heart of it was The Re...