Как есть
У меня вызывает огромное уважение, когда человек говорит «как есть», то есть, как чувствует и думает. Многие такие люди, которых я встречал на своем пути, сделали довольно много для того, чтобы обрести эту привилегию, эту форму свободы.
Кто-то вынужден был переехать, кто-то — заработать достаточно денег, кто-то просто много работал со своим чувством страха, блокирующим любые попытки быть собой в полной мере.
Были и другие: те, кто хотел БЫ чувствовать и выражать себя свободно, но для этого то тут, то там вынужден был соглашаться на различные несвободы: меньше говорить и чаще молчать, устремлять глаза в пол, вещать из позиции «я над и вне вот этого вашего копошения». Кто-то где-то просто стал консервативней, постепенно оставляя в юности свой идеализм и заряд «неваляшки» — вспомная слова из песни одного важного поэта современности.
Мне кажется, настоящая и фейковая степень этой свободы различаются просто: можешь ли ты позволить себе прямо, честно и публично говорить о том, что тебя волнует и непосредственно касается, а также делать что-то настоящее и существенное на этот счет.
Если ответ «не совсем», «ну как бы да», «ну вы же понимаете…», «давай об этом приватно…», «тут такое дело…» и т.п. — то это несвобода. И она постепенно отъедает то, что позволяет человеку быть честным, смелым, эмпатичным, чувствующим.
За последние полтора месяца я видел десятки трансформаций людей в более свободных — делая те или иные выборы, порой очень непростые. И не меньше видел трансформаций людей в более молчаливых, тихих, «забаббленных», несвободных.
Я точно не в праве что-то кому-то говорить об их выборах, но могу сказать, что на той стороне, где к слову «правда» не нужно добавлять никаких подмесов, оговорок и приставок, а лидировать можно в полной мере от сердца, есть огромное преимущество. И там та свобода, о которой многие осознанно или неосознанно мечтают и стремятся.