Реабилитация от пропаганды. Если у алкоголика просто отобрать бутылку, то он не выздоровеет – это знают даже и не специалисты. Однако это верно и для различных нехимических зависимостей. Зависимость от другого человека, зависимость от идеи – это нарушения, которые как и химические зависимости возникают при активном участии дофаминовой системы. Внешние проявления одинаковые – что алкоголик что сторонник некой идеи (будь то религиозный фанатик или “особой миссии и величия своей страны в мире” ведут себя одинаково: испытывают подъем настроения, когда говорят о бутылке или “величии”, испытывают непреодолимое желание навязывать это другим людям, зависимость помогает им маскировать свои личные проблемы, они испытывают агрессию к людям, кто не разделяет их идеи и отрицают наличие проблем у себя.
Лечение зависимых людей – это очень сложный процесс с низкой эффективностью и высокой частотой рецидивов. Любая зависимость калечит людей, искажает их картину миру, переформатирует их мозг, они теряют свою личность. Поэтому лечение такое сложное – все это необходимо выстроить с нуля. В современном мире, к сожалению наблюдается драматический рост аддикций, химически и нехимических, включая приверженность тоталитарной пропаганде, религиозному фанатизму. Даже при падении тоталитарного государства остается большое количество людей. И с ними происходит тоже самое что и с другими зависимостями – переключение зависимости. Это значит, что человек имеющий одну зависимость намного быстрее втягивается в другие (сенситизация). Бросив одно, он садится на другое. Так зависимые могут быстро перепрыгивать с одной иглы на другую.
Хорошая новость заключается в том, что комплексная реабилитация снижает риск любых других зависимость. Это верно и при нехимических аддикциях – людям нужно помочь «перерасти» свою зависимость, им нужна длительная реабилитация. Именно поэтому так важно иметь программы реабилитации жертв пропаганды, тоталитарных и деструктивных культов. Тоталитарная секта – это своеобразная мини модель тоталитарного государства. Тоталитарная секта характеризуется безграничной властью лидера, эксплуатацией и промываем мозгов своим адептам. Тоталитарные режимы делают тоже самое, они основаны на разрушении общественной жизни и «одиночестве, чувстве полного отсутствия причастности к миру, которое считается одним из самых глубоких, отчаянных чувств, испытываемых человеком».
Поэтому внимание ученых привлекают научные подходы к лечению таких людей. Денацификация, декоммунизация, десталинизация, депрограммирование, дерадикализация, реабилитация жертв деструктивных сект требует не меньше усилий чем лечение тяжелых зависимостей. Самые ранние подходы были схожи с принудительным лечение наркоманов – это «методика депрограммирования» Паптрика – в конце 80ых. Члена секты увозят принудительно в рехаб, где с ним работают бывшие члены культа, которые уже выздоровели. Подход Джиамбалво «консультирование о выходе» включает развитие способностей критического мышления и преодоление диссоциативного состояния сознания члена тоталитарной секты. Метод добровольный и его эффективность повышается если удается упросить выслушать консультантов. Подход стратегического взаимодействия Хассена – самый действенный, он включает много методов освобождения мышления от давления культа, включая активную социализацию, задействование друзей и членов семьи.
Реабилитация занимает 1-3 года и включает развитие критического мышления и изучение методов своего культа, освобождение от ценностей и установок, навязанных культом, восстановление своего докультового Я, создание спокойной обстановки, обучение ненасильственному общению и восстановление доболезненных отношений с окружающей действительностью. Реабилитация эффективна только при партнерстве, при восстановлении личности пациента. Оградите тех, кто вам близок от опасных веществ и пропаганды, научите методам противостояния, иначе вы можете их потерять.