Разрешён многовековой спор о роли мозга и сердца в эмоциях.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от обычного (1). Последний, в свою очередь, не отделим от тела (2). Что же до назначения интеллекта, —то в первую очередь, он нужен не для мышления, а для оптимизации жизни тела в окружающей среде (3).
Получается, что наши эмоции, мышление и действия имеют единую основу - запутанный клубок биохимических и электрических коммуникаций миллиардов клеток, составляющих нашу нервную систему и внутренние органы.
Следовательно, призывы «думать головой», «думать сердцем», «поступать по уму» или «по велению сердца» - все это не просто красивости речи, а результат воплощения в языке интуитивного понимания общего механизма работы эмоций и интеллекта в основе жизнедеятельности организма.
Есть разные научные теории о связи тела, чувств, эмоций, разума и действий.
• «Классические» теории указывают на эмоции как на «функциональные состояния мозга, дающие причинно-следственное объяснение определенных сложных действий, таких как уклонение от хищника или нападение на добычу.
• Другие теории предполагают, что эмоции являются конструкциями мира, а не реакциями на него. А именно, эмоции — это внутренние состояния, построенные на основе предыдущего опыта как предсказательные схемы реагирования на внешние раздражители.
При этом роль телесной активности в эмоциях часто подвергается сомнению. Мол между навалившейся на вас депрессией и сбоями ритма сердца нет никакой прямой зависимости.
Авторы новой прорывной работы «Cardiac sympathetic-vagal activity initiates a functional brain–body response to emotional arousal» (4) разрешают, как минимум, столетние дебаты о роли вегетативной нервной системы (ВНС) в эмоциональных чувствах людей.
Недавние исследования показали, что восходящие сигналы от сердца участвуют в важнейших аспектах познания, таких как субъективное восприятие, сознание и самосознание. Авторы использовали математическое моделирование для количественной оценки направленного взаимодействия между физиологическими компонентами проявления эмоций, генерируемыми мозгом и сердцем.
Результаты показали, что сердечная парасимпатическая активность играет причинно –следственную роль в обработке эмоционального возбуждения, поддерживая как восходящие, так и нисходящие взаимодействия мозга и сердца. Параллельная двунаправленная связь между мозгом и телом происходит на протяжении всей обработки эмоций в определенные моменты времени, достигая максимальной связи примерно через 15–20 сек от начала возбуждения, включая как симпатическую, так и вагусную активность сердца.
Таким образом, в ходе экспериментальной проверки было получено подтверждение теорий причинно-следственной связи физиологических чувств - причинной природы активности ВНС в основе наших эмоций.
Результаты работы могут быть связаны не только со всей эмоциональной обработкой возбуждения, но и с аффективными аспектами субъективного переживания (валентность чувств и уровень возбуждения).
Эти результаты придают новый импульс теории эмоций, предполагая, что динамика периферических нейронов сердечно-сосудистой ВНС может запускать эмоциональный процесс на уровне мозга.
Теперь на очереди расширенные исследования взаимодействий между центральной и ВНС, включая не только мозг и сердце, но и другие телесные сигналы, такие как электродермальная активность, дыхание, желудочно-кишечная активность или диаметр зрачка.
P.S. Особенно интересно поразмышлять о связках работы сердца и мозга в таких важнейших эмоциях, как страх (5) и брезгливое отвращение (6).