Presence: седьмое чувство
Шестым чувством часто называют чуйку или интуицию. Но если задуматься, то интуиция — это лишь быстрый процесс принятия решений на основе обработки пяти чувств и обращения к памяти — оперативной и генетической.
Шестое чувство стало для меня очевидным благодаря занятиям контактной импровизацией. Это чувство называется гравитацией — по сути, чувствование, как, чем, куда и обо что вы падаете. Хождение — это постоянный процесс падения, прерываемый выставленной вперед опорой (ногой). Танец с кем-то — это гравитационная игра вокруг партнера. Обычно на гравитацию мы не обращаем внимания, пока не окажемся в какой-то форме невесомости, погружения, полета или флоатинга. Иногда мы испытываем это чувство, когда нам снится, как мы падаем или летим. Но сегодня не об этом.
Разобравшись и полюбив гравитацию, я стал исследовать, есть ли какое-то седьмое чувство. Постепенно пришел к выводу, что оно есть. Это присутствие (или presence).
Что такое присутствие? Это быть-здесь-сейчас, занимать пространство не только физически, но и всем телом и духом. Это про навык being-here-now (термин Ричарда Альперта из Гарварда), being-here-now-in-this (термин Майкла Брауна) или dasein, он же being-in-the-world (термин Мартина Хайдеггера).
Некоторые психофилософы и духовники называют это presencing (Отто Шармер и Питер Сенге из MIT) или presence (Эркхарт Толле, Джон Кабат-Зинн). Мне лично нравятся определения через дефис как более нюансированные и красивые. По ним видно, что даже с точки зрения языка это очень непростая штука.
Почему это седьмое чувство? Прежде всего, потому что им действительно можно чувствовать. Похоже, оно не опирается на отработку нервной системой базовых реакций на свет/звук/вкус/запах, не нуждается в обращении к зеркальным нейронам, когнитивному осмыслению или памяти. Им можно чувствовать кого-то — или себя. В комнате, где есть кто-то, кто мощно присутствует, это ощущается всеми — не нужно ничего говорить, слышать или видеть.
Почему присутствие так сложно описать словами или измерить? Дело в том, что не очень ясно, как провести такой опыт. Вряд ли кто-то делал double-blind randomized study, где одни участники сидели бы в комнате с буддой, а другие — с плацебуддой. Кто-то пробовал считать глубину присуствия через джаны и буми (по ним смешно прошёлся Виктор Пелевин в «Видах на Фудзи») — не знаю, получилось ли из этого что-то. Но я уверен, люди с прокаченным присутствием знакомы каждому из нас.
Возможно, вы один из таких людей.
Присутствие можно развивать, как обоняние или слух. В прокачке тонких навыков мне нравятся метафоры «палитры» и «степеней свободы».
Расширение палитры — это умение нюансированно распознать и назвать градации чего-то. Можно расширять палитру своего языка, чувств, запахов, вкусов, учиться отличать, припоминать, оттенять и сочетать их друг с другом.
Точно так же можно развивать палитру присутствия. Обычно это происходит через практики, связанные с чувствованием, замечанием и наблюдением. Медитация, йога, тантра — это практики для развития палитры. Они не обещают, что благодаря им будет круче, веселее или проще жить, но обещают прокачку чувствования и присутствия.
Степени свободы — это то, в каких плоскостях может двигаться та или иная сущность. Двухатомные молекулы имеют 5 степеней свободы — 3 степени движения вокруг координатных осей, и еще 2 связанные с вращением вокруг центра молекулы. Трехатомные молекулы имеют 6 степеней свободы. Плечевой сустав человека обладает 3 степенями свободы, логтевой сустав — 1, запястье — 2.
Развивая присутствие, мы не столько учимся быть круче, лучше или прокаченней, сколько исследуем возможность добавления новых степеней свободы при взаимодействии с системой внутри и снаружи. Отчасти поэтому достигаторский подход с метриками и целями не очень работает в областях, связанных с присутствием. Довольно бессмысленно ставить цель колену стать как бедро. Но вместимость у человека для таких степеней есть, и если очень хочется, их можно развивать. Вопрос лишь в том, готовы ли вы купить максиму «be careful what you wish for».
Я бы купил.