Метамодернизм: культура, в которой мы живем, часть 1
Давным-давно Платон использовал причудливое слово metaxis, чтобы описать важную особенность человеческого опыта: существование в постоянном между-чем-то-и-чем-то.
Согласно Платону, человек обнаруживает себя в паутине полярностей: между индивидуализмом и принадлежностью к группе, риском и безопасностью, бесконечностью и временем, свободой выбора и судьбой, любовью и ненавистью и т.п.
Новый век добавил нам интересных полюсов, не давая ответа «как должно быть»: одомашненность и дикость, духовность и прагматичность, социализированность и самостоятельность, оригинальность и ремикс, плюрализм и собственное мнение, авторство и кураторство, финансовая стабильность или душевная реализация, экспоненциальный рост и экологические ограничения, вседоступность виртуальности и стремление к физической близости и т.д.
Метамодернизм — это современный философский заход, пробующий описать культуру, пронизанную ниточками этой паутины полярных состояний, на которых человек двигается подобно марионетке — но с вниманием к тому факту, что не каждая марионетка держит в руках вугу, которая ее крутит и вертит.
В 1970-2000х культура переживала период постмодернизма. Он приснял розовые очки и снизил градус максимализма больших идей и концепций, подарил нам деконструкцию и аналитичность, иронию и скепсис, имитацию и ремикс, цинизм и нигилизм, Симпсонов и Саус Парк, Футураму и Рика и Морти.
Мета-подход к пониманию культуры предложил смешать ироничность и апатичность постмодерновых конструкций с искренними потребностями в близости, понимании, осознании себя и своей роли в мире, в припоминании своей истинной природы. Он добавляет романтизм, идеализм и даже наивность, но не как новую полярность «против» циничного постмодерна, а скорее как часть осцилляции, то есть устойчивого колебания, того самого metaxis, о котором говорил когда-то Платон.
Осцилляция закрепилась и получила название метамодернизма.
Часть 1 | 2