🚀 Пелевин Виктор Олегович: летать и пустотеть
«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?» — Чингисхан
Эпиграф к роману «Чапаев и Пустота».
Помните? В 90х, в прайм-тайме на Первом канале. Так в жизни многих появился Виктор Олегович Пелевин.
***
Согласны ли вы с тем, что есть всего два великих современных русскогоязычных писателя? Таких, чтобы «с большой буквы», как Пушкин и Достоевский?
Для меня это всего 2 имени. Владимир Сорокин — один. Виктор Пелевин — второй. И если про первого пару лет назад вышла крутая документалка, аккурат к пандемии,
то
о втором вышла совсем недавно. Я почти пропустил её. Но она бомбическая и стоит внимания.
***
Возможно, вы спросите: а зачем ты, Лёша, грузишь меня каким-то культур-мультуром про писателей?
На этот счет есть 3 мысли.
Во-первых, живой такой классик — это редкость. Раньше они быстро заканчивались: или депрессия, или репрессия. Антидепрессантов и нормотимиков не было, а публичного осуждения и диктаторов — много, и вот.
Во-вторых, смысл культуры — это генерация мемов о том, что мы коллективно проживаем в таком ключе, который доступен и проворачиваем каждым, кто захочет за него взяться. Пелевин делает это круто, изящно, ежегодно.
В-третьих, нас сейчас накроет волна синтетического контента, и важно запомнить этот момент.
Возможно, вы это уже предчувствуете (см. посл. «Чёрное зеркало»). Это будет такое цунами, что нам придётся снова рассуждать о том, что такое настоящее, аутентичное и подлинное, а что — «симулякры» и прочая матрица.
Пелевин это всё предвидел за ~6-8 лет. В его романах героями были ИИ и олигархи-медитаторы, себя Пелевин ассоциировал с мемологом-«вбойщиком», а его тиражи растут год от года, разрушая миф о том, что автор исписался.
Короче, carpe diem
и
посмотрите эту документалку об авторе, который как будто сам растворился в пустоте: исчез и замёл следы, выбрав жить где-то между мирами.
***