Тут у нас в Голландии на выборах победила ультра-правая партия PVV. На Political Compass они находятся где-то в правом верхнем углу.
Лидер PVV похож на микс из 🇭🇺Орбана и 🇺🇸Трампа: ненавидит мусульман, собирается ограничить пособия и права эмигрантов и призывает к NEDXIT – отделению Нидерландов от остальной Европы.
К счастью, в Нидерландах все устроено так, что чтобы что-то делать в политике, нужно строить коалиции с другими партиями: сдержек и противовесов, кажется, хватает. Но, как по мне, это довольно alarming fact.
Это уже далеко не первый кейс, когда в демократичном «западном» государстве к власти приходят ультра-правые и четвертая в Европе победа «авторитаристов» / сторонников сильно-консервативной политики (UK/ Brexit, Словения, Венгрия).
В основе этого я вижу две силы: страх и консервацию.
💠 Страх обостряется из-за давления, войн, экономической тряски. Пропалестинские митинги пугают граждан, как пугает большое количество дотаций эмигрантам (Бл. Восток, Морокко, Восточная Европа).
Поверх всего этого привычный соус из «мигранты забирают наши рабочие места» и «нас всех заменят роботами» (логическое противоречие здесь абсолютно нормально, т.к. страх иррационален).
💠 Консервация — стремление к понятности, предсказуемости и тому, чтобы было «как заведено».
Это про «сохранить мгновение», точнее целый пласт мгновений. Это грёзы о «счастливом советском детстве». Reconstructed memory, как бы сказали нейробиологи, и appeal to father figure, как бы сказали психологи. Строгий, резкий, но «справедливый» тиран во главе государства — это неосознанный запрос из многовековых глубин коллективного бессознательного, когда в мире все начинает шататься, ломаться и пугать.
Впрочем, вижу в этом привычное движение маятника: от либерально-демократического к авторитарно-консервативному полюсу, и обратно.
Общества, где институты работают, имеют огромное преимущество: даже если систему заносит в крайнее состояние, её конструкция помогает вырулить. Поэтому думаю, что у Голландии всё будет хорошо.