December 07, 2018

Часто сталкиваюсь в индустрии, да и просто среди успешных приятелей с “синдромом самозванца”: я на самом деле ничего не знаю и не заслуживаю, я прыгнул выше головы, OMG, сейчас меня разоблачат, аааа! При этом человек может уже много лет иметь кучу рекомендаций от коллег, утверждающих обратное, все необходимые знания и компетенции, а также безупречный трэк-рекорд.

Знакомо?

Мне вот очень. Ярче всего это отозвалось, когда я работал в управленческом консалтинге SYPartners в СФ. Среди стратегов и дизайнеров, которые регулярно делают проекты для Эппла, Найки и Гугла, долгое время было ощущение, что ребята просто ошиблись и наняли не того человека. Со временем оказалось, что я не один: буквально каждый первый коллега за чаем рассказывал о том, что вообще не понимает, как его сюда наняли и правильно ли он делает то, что делает.

Что это? На уровне нейронауки, “синдромом самозванца” — это не настоящий психологический синдром, а набор состояний страха (в частности, быть разоблаченным и отвергнутым), для которых характерны повышенный гормон стресса кортизол, который коррелирует с низким уровнем нейромедиатора серотонина (настроение) и низким уровнем дофамина, который отвечает за мотивацию.

Откуда это берется? Тут бы я выделил две части. Во-первых это связано с тем, что мир накладывает теперь чуть больше обязательств на всех участников процесса созидания чего бы то ни было стоящего, чем, скажем, одно поколение назад. Экспоненциальный рост, который почти всегда подразумевается в тех. индустрии, создает запрос на новый набор soft skills: устойчивость (resilience), хватка (grit), достиженчество (achievement habit), умение меняться (agility, growth mindset), и т.п. Это не те скиллы, которые даются без стресса, боли и упорства.

Во-вторых, мы попросту так воспитаны и устроены: многие навыки устойчивости и самопринятия начисто выбиваются родителями и институтами традиционного воспитания. Наверняка вы слышали про Кэрол Двэк и ее исследования в области fixed mindset, который прививается многим детям с самого раннего возраста. На мой взгляд, это крайне связанные вещи.

Что делать?

1. Принять тот факт, что если вы делаете что-то глобально интересное, вы будете ощущать синдром самозванца. Сам факт осознания и принятия позволяет согласиться с тем, что некомфортные ощущения будут какое-то время продолжаться, и это совершенно норм.

2. Собрать данные. Обычный способ делать исследование: смотрим на то, что мы уже сделали, какие компетенции получили, какие отборы прошли, какие оферы / инвестиции / выручку мы уже смогли получить. Скорей всего, эти данные будут говорить нам вовсе не о вашей некомпетентности, а наоборот.

3. Повысить самооценку через ассессмент с качественной обратной связью. Например StrengthFinder или MBTI. Закрепить полученные результаты обратной связью от специалиста: это поможет создать убеждение, что это не вы «неправильные» или «неспособные», но скорее вы не всегда видите свои сильные стороны. Возможно, иногда вы боитесь их проявить. Показывая и развивая свои сильные стороны, и создав план «смягчения» слабых сторон, получится объективно почувствовать себя комфортнее в непростой ситуации.

4. Заменить привычку сравнивать. В некомфортной ситуации (например, в новой роли) мы сравниваем себя с другими людьми в похожих ролях. Ален де Боттон даже придумал название для такого сравнения: тревога за статус (status anxiety). Мы не пытаемся поставить себя рядом с королевой Великобритании, но с завидной частотой сравниваем себя с соседями, коллегами, и известными личностями, которые в нашем возрасте или положении делали X, Y и Z. Просто так привычку сравнивать убрать сложно, поэтому рекомендую сравнивать себя с собой же год или три года назад. Обычно это создает положительную обратную связь, и привычка из деструктивной становится обнадеживающей.

5. Поработать над перфекционизмом. Очень часто эта штука связана с синдромом самозванца. Тут важно сделать разграничение: «здоровый перфекционизм» — это стремление делать вещи добротно и качественно; «нездоровый перфекционизм» — это психологическая склонность ставить завышенные цели и чрезмерно высокие стандарты, а затем ощущать дикий стыд и разочарование, когда не получается добиться желаемого. Работа над перфекционизмом — это постановка реалистичных целей + проработка с терапевтом того, что значит «сделать не идеально», «ошибиться», «проиграть».

Кстати, про перфекционизм можно писать отдельное эссе: кажется, эта хворь настигает друзей и знакомых чуть чаще, чем бы хотелось. Как любили говорить буддисты в моей санге, «it takes a lot to think that you can beat yourself into being a better person».