Управление энергией. Часть 3. Управление временем
Со временем история такая: сперва люди пробуют справиться с объемом дел экстенсивно (достиженчество), потом интенсивно (продуктивность), потом понимают, что выход не в управлении временем, а в управлении ресурсами (управление энергией).
1. Достиженчество и время. Довольно рано в результате взросления мы понимаем, что чтобы выбраться из колеса сансары, нужно придумать способ сделать свое время востребованным, а также щедро оплачиваемым. Для этого подходят станадртные институты вроде школ и университетов, общая способность достигать результатов, а также чуть менее меритократичные своячество, харизматичность, сексуальная привлекательность и т.п.
Хорошие школы (в широком смысле) дают возможность обладать редким и ценным ресурсом — экспертным знанием. Умение ставить цели и добиваться результатов позволяет человеку стать достиженцем, то есть пойти по одному из наиболее социально одобряемых и хорошо оплачиваемых путей. Перемножение экспертного знания на достиженчество обычно запускает людей в те сферы, где их время стоит дороже всего. Поэтому в первой части пути время мы рассматриваем как функцию от того, какие знания мы имеем, как эффективно их применяем.
С достиженчеством одна беда: мы как будто делаем что-то для социально-одобряемой версии себя. Часто в этой веточке мы упираемся в тупичок: либо достаточно ограничены социальные лифты, либо навыки больше не можем получить, либо не очень стремимся в управленцы. Хочется достигать, но что-то не пускает. Чтобы движение продолжалось, мы пробуем не брать больше дел, а делать их интенсивенй. Приходит время перейти к продуктивности.
2. Продуктивность и время. Продуктивность — это все то, что позволяет сделать больше выхлопа за то же или меньшее количество вложенных средств. Прежде всего времени. Как будто мы свечной заводик, и ищем способ сделать так, чтобы вместо 100 свечек в час мы производили 120. Так же лучше, да? В целом да, и с продуктивностью нет никаких проблем, кроме того, что часто вместе с повышением КПД мы убираем те вещи, которые позволяют нам наслаждаться процессом производства свечек. Наблюдать за красотой процесса, тупить, оттачивать мастерство, общаться, спонтанничать, придумывать что-то дурацкое.
Главный вред от поиска высокой продуктивности — это выгорание. Когда нет достаточно пространства для человеческого, и деятельность подчинена механистическому: квартальным планам, нормам выбработки, баблу или повышению социального статуса. В самих этих штуках нет ничего плохого, но когда центрируемся вокруг них, теряем что-то нереально важное для классного существования в шкурке человека на Земле.
3. Энергия и время. Вместе с традиционным кризисом к 30-40 приходит понимание, что какая-то живая штука, которая тусуется внутри, не хочет только достигать и повышать норму выработки — будь то желаемое число нулей на счету, паспорт безопасной страны, количество отпрысков или сумма квадратных метров. Хочется качественного сдвига, а не оптимизации вокруг количества. Тут обычно приходит Гоа, Панган и Бали. Едим, молимся, любим. Ходим за три моря в поисках чудесного. Дешевый дофамин больше не цепляет, и как писал Бродский, «красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новые дивные дивы». Пора что-то качественно менять.
Обычно тут приходит понимание, что выхода из сансары нет. Но есть способы думать про время иначе, а именно, с позиции энергии. Вопрос не в том, как сделать больше за меньшее время, и не в том, как выжать из сделанного чуть более сладкий эликсир. На третьем этапе мы понимаем, что важно смотреть на время с позиции энергии. Делать что-то, когда что-то не идет — значит расходовать энергию напрасно, а вместе с ней время. Будучи энергичным, вовлеченным и заряженным, мы как будто меняем понимание времени для самих себя и для окружающих. Начинаем искать способы совладать не со временем и не с продуктивностью, а с тем, как мы получаем и выдаем энергию — внутри и во вне.
Обычно управление энергией позволяет вернуться к практикам, которые с детства казались подозрительно важными. О них — в следующем эпизоде.