February 25, 2020

Или вот еще история, которая сплошь и рядом случается*.

Вот ты такой красавчик, оч классно учишься, потом классно практикуешь, а потом неплохо умеешь.

И тут приходит кто-то или что-то и говорит: мы только что посмотрели как вы можете, и теперь можем так же. Стоит это в 10 раз меньше, и вообще автоматизировано так, что не надо общаться с человеком. Нейронные сеточки научились, соседний заводик в Китае скопировал, ещё какая-то смешная третья опция.

В какую индустрию ни глянь, обнаружим пример одного топового лидера (#1), догоняющего (#2) и десятка нишевых историй. И у каждой из них будут свои рвы и нечестные преимущества: эффект масштаба, сетевой эффект, доступ к капиталу, доступ к элитам, протекционизм, кумовство, кто с кем спит и тп. Вариантов много.

В изменении поведения одна из самых важных задач — избавиться от самых сильных блокеров и усилить явные и неочевидные преимущества.

Вы знаете собственные блокеры и преимущества?

*навеяно вот этой историей:

Ponchik News

Рвы или нечестные конкурентные преимущества. Уоррен Баффет как-то популяризировал термин «ров», который оч любят стартаперы. Ров — это такая особенность организации, которая позволяет иметь и развивать конкурентные преимущества, которые сохраняют долгосрочные доходы и рыночную долю компании. Часто вместе с термином ров можно услышать про «нечестные конкурентные преимущества», то есть такие преимущества, которые похожим компаниям будет оч сложно воспроизвести. Если задуматься, у технологических гигантов (FAANG = Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google) круто выстроены рвы, и за ними уже просто так не угнаться. Причем в каждом профильном бизнесе этих компаний будет какой-нибудь хитрый ров — сетевой эффект, алгоритм, которые фиг повторишь, накопленные данные, сеть распространения, которую просто так не построишь и т.п. Точно так же «рвы» есть у людей. По сути, именно вопсроизводству «рвов» посвящены книжки и подкасты про саморазвитие, где условные Наполеоны Хиллы или Тимы Феррисы идут к известным и в чем-то…