Психология личности. Часть 1.
Психология личности зародилась давным давно. Еще Гиппократ пробовал разделять пациентов по темпераментам на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
Тем не менее, как наука психология личности начала по-настоящему развиваться в Европе в 19-20 веке благодаря Фрейду, Юнгу и Адлеру.
К сожалению, великие психологи мало уделяли внимания научному и статистическому подходу, поэтому проецировали свои переживания, идеи и терапевтический опыт в те системы, которыми пробовали классифицировать клиентов.
Например, одно из главных предположений ранних теорий психологии личности — это то, что все люди — невротики, а их главная цель в жизни — преодолеть свой невроз. Таким образом, задача психологического тестирования состоит в том, чтобы определить источник невроза.
В этом контексте многие стремления (такие как амбициозность или желание добиться успеха) тоже выглядят как невроз. Спору нет, в мире немало людей с серьезными ментальными трудностями, но в целом в обществе их меньшинство.
Работы Юнга и его теорию архетипов развили американка Катерина Бриггс и ее дочь Изабель Майерс. Они создали самый известный и широко используемый псевдонаучный ассессмент MBTI. Он наверняка вам знаком — либо в оригинале с буквами (вроде INTJ), либо в переизобретенной в СССР версии под названием «соционика» (с ее «Робеспьерами» и «Дон Кихотами»).
И MBTI, и соционику современная наука считает не точнее «печенек с предсказаниями», но широкая распространность теста сделала его крайне выгодным для правообладателей — и его до сих пор активно используют даже в достаточно продвинутых компаниях.
Наиболее популярная альтернатива психонализу — это теория черт личности. Ею занимались американцы Гордон Олпорт, Рэймонд Кэттелл, Ганс Айзенк. Олпорт, к примеру, ввел понятие «проприум» — позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, осознаваемое как наиболее важное и центральное — не что иное, как самость.
Айзенк и Кеттелл, используя факторный анализ, пытались показать, как структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции человека. Так появилась теория 16 личностных факторов, известнаяя как 16PF.
Вместе с другрй важной теорией, известной как NEO PI-R (пятифакторная модель), сейчас эти подходы считаются наиболее исследованными и научно проверяемыми.
В чем же сходятся психологи личности? Как минимум, что мы можем пронаблюдать и измерить степень экстраверсии, эмоциональной стабильности, самоконтроля, открытости новому.
Здесь нужно задаться вопросом, зачем нам вообще понимать, какие бывают черты личности. Для меня это не попытка понять себя или другого, а попытка спрогнозировать, что человек будет делать. То есть, вопрос не «почему мы делаем что-то?», а «что мы будем делать и как?».
Если Фрейд был уверен, что необходимо сначала научиться жить с самим собой (излечить невроз), то современная интерперсональная теория говорит о том, что важнее научиться жить с другими и разобраться с тем, как мы интернализируем внешние обстоятельства.
Какие тезисы можно выделить в этой теории?
→ Здоровые люди — социальные существа. Им необходимо функционировать в группах.
→ В каждой группе есть какая-то иерархическая структура, идеология.
→ Люди естественным образом нуждаются в одобрении и уважении, критика воспринимается как опасность и стресс.
→ Люди нуждаются в статусе и контроле ресурсов. Риск потери статуса и контроля приводит к огромному стрессу. (Возможно поэтому так часто в современном раздерагнном мире можно встретить «тревогу за статус»).
→ В среднем, в любом обществе, чем выше статус человека, тем лучше его жизнь. Этим обусловлено стремление людей к «успешному успеху» и «экспертной экспертности». Парадокс заключается в том, что люди прощают друг другу что угодно, но с трудом прощают успех.
→ Люди нуждаются в структуре, значении, смысле. Неопределенность — это стресс. Но без неопределенности жизнь скучна. Еще один парадокс.
Продолжение в следующей части