Книга года - 2020: The Passion Economy, Adam Davidson
Книга, которая зашла мне больше всего в прошлом году — это «The Passion Economy». В ней автор New Yorker и создатель шоу Planet Money Адам Дэвидсон очерчивает сравнительно новое явление, «экономику увлечения».
Чтобы создать эту книгу, Адаму пришлось как следует попутешествовать. Он искал сверхуспешный малый бизнес, который не спешит брать венчурные деньги и кредиты, но при этом комфортно чувствует себя даже рядом с корпоративными конкурентами. Так он познакомился с необычным профессором из MIT, амишами-плугостроителями, винным маркетологом, креативным бухгалтером, тюремным фитнес-тренером и кучей других любопытных людей.
2010-е и 20-е годы — довольно отстойные для малого бизнеса. Корпорации на низких маржах и высоких технологиях вытесняют обычных парней и девчонок с рынка на раз два. И тем не менее, Адам раз за разом находит успешные примеры «Passion Economy» — экономики предпринимателей, увлеченных своим делом и нишей и создающих продукты и услуги на порядок лучше всего, что могут предложить большие игроки на рынке.
Дэвидсон — не первый, кто делает ставку на passion economy. Не так давно венчурный фонд Andreessen Horowitz начал активно инвестировать в стартапы, которые создают инструменты для «экономики увлечения». В статье The Passion Economy and the Future of Work, партнер фонда Ли Джин утверждает, что индивидуальность стала чрезвычайно важна для потребителя, после чего делает ставку на платформы вроде Substack, Canva, Shopify и т.п. Цель этих компаний — поддерживать малый бизнес и нишевых предпринимателей.
Что же объединяет успешных пэшенпренеров? Вот 8 правил, выведенные Адамом из сотен интервью.
1. Создавать интимность на масштабе. Совет «Следуй своей страсти», любимый Джобсом, Кэмбэллом и многими другими, хорош лишь наполовину: до тех пор, пока не найдется комбинация страсти и навыков, которые можно предложить правильной аудитории. Но как только она находится, происходит что-то невероятное: возникает способ создавать что-то значимое, интересное и экономически выгодное для вас, и одновременно нужное и важное для вашей аудитории.
2. Создавать только то, что нельзя легко скопировать. Только большие компании (или стартапы с огромным количество венчурных денег) могут создавать ценность на масштабе. Пэшенпренеры медленно и верно создают небольшие пулы из лояльных и зачастую весьма специфичных клиентов. Когда же для них возникает крутое предложение, то такие клиенты становятся главными пропонентами и амбассадорами. Качество в сто раз важней количества.
3. Цена продукта пэшенпренеров совпадает с ценностью, которую он приносит. Цена — это не то, что получается в результате докидывания наценки на сумму издержек, это то, что получается, когда показываешь рынку, в какую нишу ты метишь.
4. Меньше вовлеченных покупателей — это лучше, чем много невовлеченных. Многие пэшенпренеры отказываются от клиентов, которые не являются основой их вовлеченного ядра.
5. Увлечение пэшенпренеров неотделимо от их истории. Пэшенпренеры честно, увлекательно и правдиво рассказывают свою историю, за счет чего получают лояльность и доверие своих клиентов.
6. Технологии поддерживают пэшен-бизнесы, но не управляют ими. В отличие от технологических компаний, которые фокусирются на одном рычаге масштабирования — технологиях, пэшенпренеры используют технологии как инструменты, но не как ключевой драйвер роста.
7. Они понимают, в каком бизнесе они находятся, но это происходит не сразу. Пэшенпренеры находят ниши, которые большие игроки попросту не могут понять и освоить. Они смотрят на jobs to be done. Часто это совсем не тот бизнес, каким он кажется на первый взгляд.
8. Они не позволяют себе оказаться в зоне коммодитизации, даже если продают коммодитизированные товары. Даже если товар пэшенпренеров совершенно простой и массовый, они продают не его, а что-то другое. Apple продавал песни из пополняющейся библиотеки iTunes, а не mp3-плеер iPad. Starbucks продавал не столько кофе, сколько атмосферу.
👋 С Адамом делаем следующий #ponchikhours в среду. Ссылка.